Чтобы понять cущность и структуру мышления, включающую в себя в том числе сознательное и бессознательное, мы должны сначала уяснить себе, какое место эти последние занимают в этой структуре, в чем между ними принципиальная разница, чем она обусловлена и в каком отношении они находятся с категориями рационального и иррационального. Этот вопрос будет рассмотрен здесь с системно-кибернетических позиций. Заметим прежде всего, что понятия рациональности и иррациональности в контексте нашей темы неразрывно связаны с процессом мышления и соотносятся с ним как некие его качественные характеристики по следующим причинам.
С кибернетической точки зрения феномен мышления представляет собой процесс распознавания образов различного происхождения, т.е. организованных на несущей различной физической природы. Образы могут быть химическими (например, феромоны у животных, которые воспринимаются их обонятельной системой), механическими (например, танцы у пчел, жесты и позы у высших животных), звуковыми (к таким, например, относится ультразвук у летучих мышей и дельфинов), электромагнитными (например, зрительная система животных) и прочими, в том числе и их всевозможными комбинациями. Оперирование образами-эталонами, хранящимися в памяти (ее существование в данном случае является обязательным по определению), путем их перебирания (выборка), комбинирования (преобразование) и наложения (сравнение) на классифицируемый, предъявленный к распознаванию наличный образ, собственно говоря, и составляет содержание процесса мышления. Причем сравнение образа-эталона с распознаваемым образом технологически осуществимо именно как непосредственное наложение одного на другое (конечно, не в натуре, а на нейронах памяти), возможное лишь как непрерывный (континуальный, аналоговый) процесс. Подробное обсуждение этого утверждения в силу его узко специального технического и математического содержания здесь не приводится, поскольку увело бы нас далеко от заявленной темы. С использованием чисто радиотехнического термина, уместность применения которого к данному случаю станет очевидной далее, такой процесс мышления можно назвать "аналоговым". Он характерен для любого живого организма, поскольку процесс жизнедеятельности каждого из них состоит из беспрерывной чреды действий по поиску и извлечению из окружающей среды ресурсов, необходимых для обеспечения его существования и воспроизводства.