TimeIsGone

Объявление

Рыцари Стихий Тебя Ждут

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » TimeIsGone » Обо всём! » Cущность и структура мышления и сознания человека.


Cущность и структура мышления и сознания человека.

Сообщений 1 страница 18 из 18

1

Чтобы понять cущность и структуру мышления, включающую в себя в том числе сознательное и бессознательное, мы должны сначала уяснить себе, какое место эти последние занимают в этой структуре, в чем между ними принципиальная разница, чем она обусловлена и в каком отношении они находятся с категориями рационального и иррационального. Этот вопрос будет рассмотрен здесь с системно-кибернетических позиций. Заметим прежде всего, что понятия рациональности и иррациональности в контексте нашей темы неразрывно связаны с процессом мышления и соотносятся с ним как некие его качественные характеристики по следующим причинам.

С кибернетической точки зрения феномен мышления представляет собой процесс распознавания образов различного происхождения, т.е. организованных на несущей различной физической природы. Образы могут быть химическими (например, феромоны у животных, которые воспринимаются их обонятельной системой), механическими (например, танцы у пчел, жесты и позы у высших животных), звуковыми (к таким, например, относится ультразвук у летучих мышей и дельфинов), электромагнитными (например, зрительная система животных) и прочими, в том числе и их всевозможными комбинациями. Оперирование образами-эталонами, хранящимися в памяти (ее существование в данном случае является обязательным по определению), путем их перебирания (выборка), комбинирования (преобразование) и наложения (сравнение) на классифицируемый, предъявленный к распознаванию наличный образ, собственно говоря, и составляет содержание процесса мышления. Причем сравнение образа-эталона с распознаваемым образом технологически осуществимо именно как непосредственное наложение одного на другое (конечно, не в натуре, а на нейронах памяти), возможное лишь как непрерывный (континуальный, аналоговый) процесс. Подробное обсуждение этого утверждения в силу его узко специального технического и математического содержания здесь не приводится, поскольку увело бы нас далеко от заявленной темы. С использованием чисто радиотехнического термина, уместность применения которого к данному случаю станет очевидной далее, такой процесс мышления можно назвать "аналоговым". Он характерен для любого живого организма, поскольку процесс жизнедеятельности каждого из них состоит из беспрерывной чреды действий по поиску и извлечению из окружающей среды ресурсов, необходимых для обеспечения его существования и воспроизводства.

0

2

В силу особенностей биологического развития на основе аналогового мышления у человека возник новый тип мышления - рационально-дискретный. Почему именно у человека, это вопрос отдельный и здесь не обсуждаемый. Опишем лишь суть этого типа мышления. Чем больше в процессе эволюции у человека развивались органы звукового восприятия (ухо) и воспроизведения (гортань), тем тщательнее и устойчивее он дифференцировал звуковые сигналы, т.е. отличал их друг от друга. Наиболее употребимые из них постепенно закреплялись в виде стандартных фонем. Затем таким способом шаг за шагом начали выделяться в устойчивые звуковые микрообразы уже не отдельные, а наборы разнообразных фонем. Появление каждой из этих фонем в наборе обуславливалось не простым коллекционированием случайностей, возникавших неизвестно откуда и независимо друг от друга, а определялось контекстом взаимоотношений людей между собой и окружающей природой - в том числе через имитирование звуков животных, птиц, воды, ветра, грома, скрипа, гула, звона, ритма и т.д. В индивидуальном аспекте устойчивость этих фонем закреплялась выработкой соответствующих кластеров нейронных структур в головном мозге человека. Этот процесс образования нейронных структур является универсальным свойством такой большой сложной системы как головной мозг и происходит беспрерывно, в том числе и у современного человека. Современные эксперименты со стволовыми клетками косвенно подтверждают существование такого процесса. В связи с этим логично предположить, что процесс возникновения этих структур инициирует также и зарождение новых специализированных нейронов. За милионы лет эволюции человека в результате этого процесса сформировалась кора его головного мозга, которая является самой молодой частью по времени происхождения и ответственная, главным образом, за интеллектуальную сферу.

0

3

Рост численности человекообразных, несомненно, был одним из решающих факторов в усилении и ускорении процесса фонемогенеза. В этом случае все более определенной и значимой становится выработка статистического усреднения звукомикрообразов из большой массы разброса его вариантов, т.к. начинает действовать закон больших чисел в вероятностной выборке. Естественно, что одновременно с накоплением фонемной базы происходила и эволюция процесса обработки и преобразования этих звуков-микрообразов, заключавшаяся в их специфическом синтезе. Процесс дискретизации звуковых образов в виде набора отдельных фонем, а на их основе путем комбинаторного синтеза большого разнообразия сочетаний, которые мы теперь называем словами и предложениями, постепенно ускоряясь по мере их накопления, в какой-то момент принял лавинообразный характер. В свою очередь, именно накопление большого разнообразия дискретных звуковых образов по закону гегелевского диалектического перехода количества в новое качество породило феномен современной человеческой речи и неразрывно связанного с ней рационально-дискретного мышления человека. Одним из свидетельств развития человеческой речи именно по такому пути является современное многоязычие на планете. Оно-то как раз показывает, что для рационально-дискретного мышления важно не то, как произносится-слышится, а именно его дискретная структура.

0

4

Иными словами, ныне речь является формой существования современного рационально-дискретного типа мышления человека. В таком случае рациональность, составляющая главную родовую особенность человеческого мышления, является всего лишь следствием дискретности речи человека. Поэтому логика высказываний и умозаключений, как форма проявления этой рациональности, сугубо дискретна не сама по себе, а потому что дискретна речь (и имманетно присущее ей рационально-дискретное мышление человека), с помощью которой формулируются ее правила. Таким образом, рациональность-логичность человеческого мышления является не первичным и не самостоятельным его свойством, а предопределена дискретностью речи. Тем самым рациональность-логичность присуща внутренне рационально-дискретному человеческому мышлению в силу самой природы его дискретности. В то же время человеческая речь состоит не просто из дискретного набора фонем, но и из слов и предложений. Внутренняя организация этих слов и предложений, подчиняется определенным правилам морфологии и синтаксиса, которые также являются продуктом сложного процесса постепенной дискретизации разнообразных аналоговых образов как звуковой, так и незвуковой природы.

0

5

Существуют и другие формы воплощения рационально-дискретного типа человеческого мышления – например, у глухонемых, которые лишены возможности звукового восприятия и воспроизведения, это жестовая, а у слепоглухонемых это тактильная. В памяти этих людей нет звуковых образов, поскольку их нервная система не способна воспринимать звук (что, при наличии хорошо разработанной гортани, вообще говоря, не лишает возможности глухонемых имитировать какие-то звуки, возможно произносить слова и даже целые предложения, - пример такого случая очень хорошо описан в романе Б.Пастернака "Доктор Живаго" - но это именно имитация, подобная попугайской, а не осмысленная речь). Тем не менее, отсутствие у них представления о звуке и в силу этого отсутствия способности оперировать звуковыми сигналами как образами, которая необходима для синтеза речи и использования речевого мышления, не лишает их вовсе возможности рационально-дискретного мышления. В этом случае составными элементами их рационально-дискретного мышления, очевидно, являются микрообразы не на звуковом носителе, а на механическом - совокупности разнообразных форм жестов и мимики у глухонемых, и совокупности разнообразных форм прикосновений у слепоглухонемых.

0

6

Такое разграничение различных форм реализации рационально-дискретного мышления лишь на современном этапе антропогенеза представляется очевидным. Однако в дикой природе его зачатки тесно переплетены и их разграничение определяется скорее методологическим удобством. В частности, в отношении трех вышеназванных реализаций рационально-дискретного типа мышления представляется естественным, что их развитие длительное время проходило совместно и нераздельно (подтверждением чему является непроизвольное неконтролируемое жестикулирование и мимицирование, сопровождающее современную речь), выделившись в самостоятельные параллельные ветви лишь сравнительно недавно (в смысле антропогенеза, а не исторического масштаба времени). Существование незвуковых форм рационально-дискретного мышления может свидетельствовать также о наличии некой генетической остаточности у современного человека других стволов родословных человекообразных. Соответственно речевой возникла и развивалась также дискретная письменная форма в различных видах – иероглифическая (дошумерская, древнеегипетская, майя, китайская), слоговая (клинописная, арабская, японская), азбучная (финикийская, греческая, латинская, кириллическая), а также рельефно-точечная по Брайлю для слепых.

0

7

Несомненно, что для существования рационально-дискретного мышления, реализуемого в разнообразных формах, необходимы и соответствующие структуры организации головного мозга. На сегодня представляется, что тонкая кора головного мозга из серого вещества и есть та надстройка над массивом белого мозгового вещества, которая отвечает за материальное обеспечение формирования и функционирования рационально-дискретного типа мышления. Существование же двудольной (левого и правого полушарий) структуры головного мозга как раз реализует процесс рационально-дискретного мышления в виде собеседования как бы двух собеседников, обменивающихся между собой речевыми (жестовыми, тактильными) сигналами без их физического воспроизведения, а лишь их эталонами, хранящимися в памяти, и который является составной частью процесса обработки и распознавания образов. Действительно, на то, что процесс рационально-дискретного мышления человека реализуется посредством такого механизма, указывает речевая гипермоторика при некоторых психических патологиях, сопровождающихся т.н. раздвоением личности (т.е. расщеплением сознания, которое внешний наблюдатель воспринимает в виде одновременного существования двух разных людей в одном человеке), одной из особенностей которого является, в частности, размышление вслух, что определяется психопатологами как резонерство. В случае этой патологии перед нами приоткрывается именно сам процесс рационально-дискретного мышления человека в форме двух виртуальных собеседников в одном лице, который в нормальном случае скрыт от нас. Представляется несомненным также существование тесной взаимосвязи коры головного мозга с его подкорковыми структурами. В частности, влияние подкоркового массива белого вещества на структуры коры подтверждается медицинскими фактами таких психосоматических заболеваний, как олигофрения, идиотия, дебилизм, даунизм. Об обратном влиянии коры головного мозга на подкорковые структуры свидетельствует большое количество фактов излечения суггестивными методами некоторых психических (например, истерия) и соматических заболеваний.

0

8

Именно рационально-дискретный тип мышления является сущностным родовым признаком человека. Именно речевая сигнальная форма передачи информации способствовала резкому облегчению, а значит и ускорению процесса накопления знаний, что создало человеку конкурентное преимущество в живой природе, обеспечившее ему стремительный прирост своей биомассы, и позволило выделиться из животного царства посредством нового феномена в природе – Общества. Несомненно, что как раз дискретизация звукового общения людей обеспечила речевой сигнал высокой помехоустойчивостью, чем радикально улучшила его качество и точность, тем самым существенно упростив его воспроизведение и распознавание. Благодаря своей информативной динамичности, рационально-дискретный тип мышления в своей речевой форме до некоторой степени вытеснил и заместил древний аналоговый (чувственный, бессознательный) тип мышления, который в этом контексте было бы правильнее назвать иррационально-аналоговым. Ведь всеобъемлющий универсализм иррационально-аналогового типа мышления как раз и является причиной его существенной инертности, т.к. каждый раз требует большего объема памяти и более длительного времени обработки-выработки образа для реализации процесса распознавания-воспроизведения.

0

9

Одним из способов преодоления этого ограничения в живой природе является закрепление ("впечатывание в матрицу") некоторых, наиболее важных для функционирования организма, образов (как предметных, так и поведенческих) в генетическом аппарате этого организма. Таковыми можно считать, например, образы, привязанные к инстинктам: самосохранения, воспроизведения и пищевому. Технология такой привязки, конечно, представляет собой одно из самых сложных и загадочных таинств природы. Однако при изменении условий существования внешней среды геннообусловленные образы требуют длительного времени перенастройки (релаксационной адаптации) через дарвиновский механизм естественного отбора. Недостаток вермени при "слишком" быстрых и "радикальных" переменах (при т.н. нелокальном отклонении состояния системы от термодинамического равновесия) может оказаться катастрофичным для целых видов, классов представителей живой природы. В силу этого рационально-дискретная форма информационного взаимодействия в живой природе возникает как жизненно важная альтернатива иррационально-аналоговому. Однако очевидно, что об окончательном вытеснении последнего с заменой его полностью рационально-дискретным типом мышления не может быть речи. Это никогда не может произойти, т.к. рационально-дискретный базируется именно на иррационально-аналоговом. Тем не менее, несколько гиперболизируя, можно сказать, что для интеллектуальной сферы человека иррационально-аналоговый тип мышления является лишь атавизмом, подобным волосяному покрову. И все же он характерен, а точнее говоря, доминирует у людей творческих профессий: художников, музыкантов, артистов, дизайнеров, литераторов и др., а также в таких специфических областях человеческой деятельности, как спорт, охота, бизнес и т.д., не говоря уж об отправлении прочих естественных психо-физиологических потребностей человека. Такой тип мышления в обиходе обычно называют образным мышлением, интуицией, инстинктами, которые принято считать выходящими за пределы человеческого сознания и называют одним словом - "бессознательное". И это, как принято считать, строго противопоказано научному мышлению.

0

10

А вот здесь-то и начинаются самые интересные выводы из вышеприведенных суждений. Дело в том, что математики, для которых логическая строгость является приматом точного знания, начиная с древнегреческого Эвклида вплоть до середины прошлого века, лелеяли мечту создать аппарат формально-логического дедуктивного описания всего сущего. И мыслилось им эта возможность как аксиоматизм, т.е. как некий конечный (поскольку бесконечность противоречит материальной конечности человека) исчерпывающий фиксированный набор изначальных несомненных простейших истинных утверждений, не противоречащих друг другу, из которых путем формальных логических суждений можно получать любые сколь угодно сложные следствия в виде прикладных теорем. Так например, 2,5 тысячи лет думали, гадали, колдовали над 5-м постулатом Эвклида, пока в середине XIX века наконец-то не доказали его первичную аксиоматическую природу (что составляет содержание теории Лобачевского-Гаусса-Бойяи). Это вдохновило математиков, и последующее столетие прошло в усиленной разработке этой, как казалось, "золотой жилы". Однако к середине XX века немецкий математик К.Гёдель показал, что какова бы ни была конечная фиксированная полная и непротиворечивая система аксиом, всегда найдется утверждение, доказать или опровергнуть которое в ее рамках невозможно (свидетельством тому существование антиномий Б.Рассела). Разрешить эту проблему путем расширения системы аксиом, включением в их число этих "несуразных" утверждений в качестве новых дополнительных аксиом, не удастся, поскольку и вновь получившаяся дополненная система аксиом также не лишена недостатка, т.к. все равно найдется какое-нибудь другое несуразное утверждение, доказать или опровергнуть которое будет не возможно. И этот процесс незавершаем. Это означает, что мечта математиков об исчерпывающем описании всего сущего на формальных логических основаниях нереализуема в принципе. А поскольку такое описание, как показано выше, взаимно однозначно связано с рационально-дискретным типом мышления человека, то этот тип мышления никогда не даст человеку исчерпывающего объективно-отстраненного представления об окружающем мире (такое заключение было получено И.Кантом в XVIII веке из других соображений, получившее впоследствии широкое распространение под названием "агностицизм").

0

11

Отсюда следует также вывод о том, что, поскольку искусственный интеллект представляется как копия исключительно рационально-дискретного типа мышления человека, то он никогда не будет тождествен человеческому мышлению из-за отсутствия в искусственном интеллекте иррационально-аналоговой составляющей, которая не формализуема в принципе. И в этом метаматематическом результате нет ничего удивительного, поскольку иное противоречило бы, сформулированной в посте №9 текущей темы, невозможности полного вытеснения у человека иррационально-аналогового типа мышления и замещения его исключительно рационально-дискретным. Становится понятным, почему в любой отрасли человеческой деятельности так важен профессиональный опыт – именно он вырабатывает у человека в процессе практической деятельности не формализуемое иррационально-аналоговое чутье (интуицию). А в то же время эффективное аккумулирование и коммуницирование (т.е. сохранение, накопление и передача) этого опыта не возможны без его определенной формализации, которая как раз и достигается через процесс надстроечной дискретизации, начиная от выделения из всего иррационально-аналогового массива данных определенных качественных характеристик, в свою очередь, также подвергаемых последующей дискретизации, - это все то, что по большому счету составляет содержание моделирования окружающего бытия в рационально-дискретном мышлении человека.

0

12

Это обстоятельство показывает нам, что свойство этого процесса двояко. С одной стороны, с его помощью в рационально-дискретном мышлении человека формируется отражение объективной действительности, т.е. действительности, не зависящей от человека, а с другой, в силу многовариантности и неоднозначности этого процесса, привносится элемент субъективизма в процесс познания этой объективной действительности. Поэтому суждение о том, что "практика - критерий истины" верно лишь отчасти. Оно верно в той части, в какой практика находит отражение объективной действительности в рационально-дискретном мышлении человека, но не верно в абсолютизации такого отражения. Практика - это регулярно повторяющаяся совокупность эмпирических актов в каком-то определенном виде деятельности человека. Однако возникновение такой совокупности не вполне детерминировано, т.к. в ее формировании участвует много случайных факторов. Т.е. отражение объективной действительности в рационально-дискретном мышлении человека всегда относительно и конкретная форма такого отражения обусловлена многочисленными привходящими факторами, редким из которых мы отдаем себе отчет или способны принять их во внимание и воздействовать на них (например, фактор "авторитета" трудно преодолим не только в силу психологических закономерностей, но и из-за прямой угрозы безопасности сомневающемуся со стороны доминирующего носителя авторитета ). Таким образом, мышление человека, точнее говоря, его рационально-дискретное мышление не является данностью, уникально и таинственно явившейся ниоткуда и из ничего, а является всего лишь продуктом одного из этапов эволюции живой природы, определяемом энерго-информационным способом существования материи. Более углубленное рассмотрение этого вопроса выходит за рамки нашей темы.

0

13

Концепции рационально-дискретного и иррационально-аналогового типов мышления, изложенные выше, казалось бы касались лишь индивидуальных аспектов человека. Однако структура человеческого мышления неразрывно связана с социальной природой человека, обусловленной самым непосредственным образом именно его рационально-дискретной компонентой. Сегодня стало общим местом утверждение о том, что человек вне Общества – это просто животная особь, социализация которой не предопределена самим фактом его рождения. Очевидным доказательством этому является феномен "маугли". В каждой особи природой закладываются на глубоком генетическом уровне лишь предпосылки к этой социализации. Одной из важнейших таковых является способность к иррационально-аналоговому мышлению. В данном контексте обычно принято называть его совокупностью животных инстинктов. Именно благодаря иррационально-аналоговому мышлению, индивидуальная особь способна адаптироваться (подстроится) к окружающей среде, что означает, в том числе, и ее способность к обучению от окружающего сообщества (биоты). Это, в свою очередь, предопределяет возможность сохранения, накопления и передачи опыта, приобретающего таким образом статус коллективного в любой биоте, т.е. становящегося ее совместным опытом - соопытом. Как было показано в предыдущих постах, существует взаимосвязь между динамическими характеристиками этого процесса и степенью дискретизации информационного потока. Т.е. скорость протекания такого процесса тем больше, чем выше степень дискретизации информационного потока в биоте. Но чем больше скорость процесса сохранения, накопления и передачи опыта, тем выше интенсивность взаимодействия в биоте, предопределяющая более высокую степень кооперации в ней. Как видим, выделение в структуре мышления лишь сознательного и бессознательного недостаточно для понимания его социальной функции.

0

14

В частности, в человеческом сообществе, благодаря возникновению рационально-дискретного мышления, реализующего собой новый более динамичный механизм взаимодействия в нем, процесс сохранения-накопления-передачи информации-опыта по скорости и объему оказался достаточным для перехода его на новый организационный уровень, т.е. достаточным для возникновения Общества как целостного системного феномена. Следовательно рационально-дискретный тип мышления человека является продуктом не исключительно лишь индивидуальной эволюции его предков, в том числе, и через образование новых специализированных нейронных структур его головного мозга, а развивался в контексте всего сообщества и в значительной степени предопределялся эволюцией этого сообщества в целом. Отчасти, на проявление этой закономерности с точки зрения математической статистики уже указывалось в посте №3 текущей темы. В этом смысле именно рационально-дискретный тип мышления составляет содержание системной сущности Общества, поскольку определяет уже не индивидуальное знание, а коллективное, т.е. совместное, которое теперь можно назвать со-знанием. Без него Общество как целостная система распадается, атомизируясь на совокупность индивидуальных особей с другим уровнем интеграции (например, стадо, стая, колония и т.д.). Вот почему каждая человеческая особь как социализированная личность является продуктом, формируемым Обществом. Т.е., проще говоря, природа обеспечивает нас лишь головным мозгом, наполненным серым и белым веществом из нейронной массы структурированной определенным образом, но именно Общество наполняет его рационально-дискретным содержанием. Или, иными словами, именно Общество программирует нашу вычислительную систему – головной мозг – посредством обучения, составляющего суть процесса передачи опыта, в котором рационально-дискретное мышление играет определяющую роль. Так возникает феномен - Сознание Человека.

0

15

Hо то, что можно запрограммировать, можно также и перепрограммировать. В психологической науке это называется нейро-лингвистическим программированием (НЛП). Оно основано на возможности суггестивного воздействия, о котором уже упоминалось выше, с использованием речевого аппарата рационально-дискретного мышления человека, для проникновения из коры головного мозга в его подкорку и осуществить там целенаправленную перенастройку. Конкретных методик для осуществления этого немало и они все более совершенствуются – благо, что заказчиков на такие услуги хватало во все времена. Hаиболее очевидными примерами такого программирования являются феномены массовых психозов (паники) в больших скоплениях людей. Примером такого программирования является также феномен моды на вещи, идеи, социальные стандарты поведения, общественные отношения (вся мощь рекламной индустрии направлена именно на это). С точки зрения современных информационных технологий все эти явления определяются как распространение "вирусной инфекции", но при этом вовсе не в какой-то виртуальной среде, а в самом что ни на есть реальном Обществе. Авторами таких программ являются или отдельные люди, или узкий круг людей нацеленных на извлечение выгоды в созданной ими ситуации (религиозные секты дают нам наиболее яркий пример этого феномена). Противостоять этому можно лишь при наличии широкого свободного доступа к информационному потоку в Обществе.

0

16

Таким образом, присутствие человека в Обществе со всеми своими социально-ролевыми функциями определяется, прежде всего, его коммуникативными возможностями (например, у слепоглухонемых таковыми являются тактильные, у глухонемых жесты и мимика, у обычных речь). Резкое ограничение коммуникативных возможностей (например, пенитенциарными мерами или вследствие тяжелого заболевания, или иных обстоятельств) приводит к сужению социальной базы человека и, как следствие, к его психоэмоциональной деградации и асоциализации. Следовательно, речь, как одна из форм существования исключительно рационально-дискретного типа мышления человека, находится в неразрывной связи с социальной природой человека и одновременно ее отражением. Наличие такой связи, как основания некой духовно-интеллектуальной общности, объективизирующей определенный самостоятельный целостный системный феномен глобального планетарного масштаба, отмечалось В.И.Вернадским, предложившим для этого явления специальное название – Ноосфера, т.е. сфера Интеллекта.

0

17

правильно понял логику этой статьи: индивидуальное сознание не что иное как продукт изначального коллективного(стадного) мышления?

--vic-- написал(а):

В силу особенностей биологического развития на основе аналогового мышления у человека возник новый тип мышления - рационально-дискретный. Почему именно у человека, это вопрос отдельный и здесь не обсуждаемый.

а всё таки почему именно у человека?

0

18

Verhovny, 6.09.2009 - 15:21, #17 написал(а):

правильно понял логику этой статьи:

Вы правильно поняли, что кооперативность феномена рационально-дискретного мышления человека является одним из "краеугольных камней" системы Человек-Общество. Но...

Verhovny написал(а):

индивидуальное сознание не что иное как продукт изначального

В связке Индивидум-Коллектив не возможно выделить причинно-следственную субординацию. Это подобно вопросу о первичности курицы или яйца. Целостность Системы возникает тогда и только тогда, когда каждый элемент, из которых она состоит, выделяет часть своего ресурса на взаимодействие с другими такими же элементами. Это взаимодействие и цементирует простую совокупность элементов в Систему, которая вследствие этого обретает свою бытийную целостность и самостоятельность. Из таковых, в свою очередь, формируется другая Сверхсистема и т.д. Такое структуральное понимание организации Природы сейчас в натурфилософии  обозначается термином "фрактальность".

Verhovny написал(а):

коллективного(стадного) мышления?

С учетом вышеприведенных уточнений правильнее было бы говорить не о коллективности иррационально-аналогового мышления, которое по своей сути является сугубо индивидуальным, а о совместном опыте, т.е. соопыте. Рационально-дискретное же мышление является продуктом одновременно и индивидуального, и коллективного происхождения. В подтверждение этого можно сослаться на многие коллективные формы в природе. Например, у пчел, муравьев, но ведь у них так и не возникло развитой формы рационально-дискретного мышления. Кстати, исследования в этом направлении ведутся - здесь в качестве главного признака изучается способность к счету (муравьи не могут считать более 5, а вороны умеют даже более 10). Т.е. здесь необходима еще и развитая специфическая нейронная структура мозга у каждого индивида, способная накапливать, осваивать и оперировать огромными массивами дискретных микрообразов.

Verhovny написал(а):

а всё таки почему именно у человека?

Мы не можем сейчас ответить на этот вопрос, поскольку для этого необходима большая информационная база для сравнения различных степеней развития рационально-дискретных форм мышления в природе. Это дело будущего.

0


Вы здесь » TimeIsGone » Обо всём! » Cущность и структура мышления и сознания человека.